Новости

Сказ о том, как ювелир правды искал

“Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что” - услышал на том конце телефона ювелир, решивший принять заказ на изготовление сувенирных монет и медалей, позвонив в пробирную палату, дабы узнать, как апробировать подобные диковинные изделия.
Обескураженный, в сомнениях о правильности постановки вопроса и разъяснения своей проблемы, сей мастер решил обратиться к нам.
А вот в чем, собственно, вопрос заключался:
Ювелирных дел мастер решил изготовить по индивидуальному заказу монеты из драгоценных металлов в качестве сувенира. По задумке получается красивая монетка с проставленными на ней пробой и клеймом мастера.
Все мастера-ювелиры знают, что предъявленные на опробование и клеймение платиновые, золотые, палладиевые и серебряные изделия подвергаются контрольному анализу.
Нормы отбора изделий на контрольный анализ, поступающих от отечественных изготовителей:
ЗОЛОТО:
- одно изделие в среднем от 0,5-2,5 кг с учетом нарастающего итога по каждому изготовителю;
- часовых корпусов - одно изделие от 10 кг;
- шаброванием от партии крупногабаритных изделий (в т.ч. столовых принадлежностей),
масса сплава не менее 1 г. от одного (нескольких) изделий;

СЕРЕБРО при предъявлении:
а) от 50 до 500 шт. - одно изделие;
б) до 1000 шт. - два изделия;
в) при предъявлении более 1000 шт. на каждые 1000 шт. дополнительно отбирается одно
изделие.

Вроде бы и ясно всё, но изделия наши уникальные, в штучном экземпляре, партий таких не собирается, вот и как же поступают с такими монетками, как у нашего мастера?

Существует несколько технологических процессов определения химического состава драгоценного металла, из которого сделано изделие. 
1.     Классический, который предполагает, что изделием на пробирный камень наносится полоса шириной от 2 до 4 мм. Полоса должна составлять 25 мм. С обеих сторон полосы пробирными иглами наносятся такие же полосы, но иглы должны быть примерно такой же пробы и цвета, что и проверяемое изделие. Далее - при помощи реактивов устанавливается, какой пробе соответствует драгоценный металл в изделии.
При использовании этого способа апробирования незначительно, но страдает внешний вид изделия. Данный метод часто применяют при поступлении партии однотипных ювелирных изделий, откуда можно взять одно, как образец для проведения анализа. И такой метод не относится к случаю нашего мастера-ювелира.
2.    “Призма” — это электронное оборудование, принцип действия которого основан на особенностях теплопроводности металлов, входящих в состав сплава. Он представляет собой рентгенофлуоресцентный спектрометр, работа которого основана на принципе измерения спектра вторичного рентгеновского излучения. Первичные рентгеновские лучи, создаваемые рентгеновской трубкой, облучают анализируемую пробу и вызывают вторичное рентгеновское излучение, спектр которого зависит от элементного состава пробы. В качестве источника возбуждения используется рентгеновская трубка.
Расчет массовой доли анализируемых элементов основан на зависимости интенсивности излучения от его массовой доли в пробе. При расчете используется метод фундаментальных параметров, не требующий эталонных образцов для точного определения в исследуемых объектах массовой доли любых элементов в любых концентрациях.
 
Анализатор ПРИЗМА-М(Au) оснащается устройством позиционирования для анализа мелких ювелирных изделий с точным (до 0,1 мм) позиционированием образца. В совокупности с системой коллимации, ограничивающей площадь анализируемой поверхности до 1 мм2, анализатор позволяет определять химический состав весьма мелких фрагментов ювелирных изделий (звеньев цепочек, замков и т.п.).
И вот оно решение проблемы нашего ювелира. Теперь и читатель наш знает, то есть у него выбор. 
И помните, что учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях ведется в системе ГИИС ДМДК (и вовсе не диковинной)!
А нашему мастеру необходимо выполнить следующие шаги:
Нажать кнопочку «ПРОИЗВОДСТВО».
При заполнении данных об изделии выбрать вид партии "ЮВЕЛИРНОЕ ЗДЕЛИЕ",
а в «НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТА» учета выбрать (например)"СУВЕНИР В ВИДЕ МОНЕТЫ ИЗ ДМ".                  
Мораль сего рассказа такова: не бойтесь творить и радовать людей своим творчеством. Любая проблема только кажется большой. Ну а мы всегда рады помочь вам в решении подобных вопросов.